Что такое ВПР и для чего они вообще нужны
Всероссийские проверочные работы — это комплексные контрольные работы, которые должны оценить, насколько знания школьников по предметам соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для школьников во всех городах задания единые. Это помогает выявить и решить проблемы в школьном образовании на всех уровнях. Задания составлены по программе. По задумке успешно справиться с ВПР может любой ребенок, который ходил в школу, без всякой специальной подготовки. По закону за ВПР даже оценки не ставятся. Результаты не влияют на годовые и четвертные оценки по предметам. Они не выставляются в журнал и не учитываются при поступлении в вуз.
ВПР — стресс для всех?
На деле задания могут и не совпадать с изучаемым в течение года учебным материалом. Это волнует прежде всего учителей. Хотя и для учеников встреча с такими заданиями во время проверочной работы — дополнительный стресс. Несмотря на декларацию безотметочного принципа ВПР, на практике баллы, полученные в результате выполнения работы, в большинстве случаев все-таки переводятся в пятибалльную шкалу оценивания и выставляются в журнал. То есть они влияют и на четвертные, и на годовые отметки учеников. Это влияет на рейтинг учителей и всерьез беспокоит ребенка. Родители тоже не остаются в стороне.
Что делать?
Во-первых, успокоиться. Ничего такого, с чем действительно не смог бы справиться среднестатистический ученик, в ВПР нет. Во-вторых, узнать о ВПР как можно больше, чтобы понимать, что ждет ребенка, и как спокойно подготовиться. Для подготовки важно: узнать, из каких заданий состоит ВПР; понимать, которые из них чаще всего вызывают трудности.
Как готовиться?
В школе:
Больше внимания уделять работе с текстом На уроках русского и литературного чтения в начальной школе и уроках литературы в 5-8 классах: выделять основную мысль текста; делить его на смысловые части; предлагать задания на восстановление последовательности текста. Работайте в классе с ключевыми словами и фразами, ищите лишние и недостающие фразы. Учите детей составлять план текста — это поможет объединить все перечисленные навыки. Развивать речь и ежедневно уделять внимание фольклору: разъяснять смысл пословиц и поговорок; подбирать подходящие пословицы для выражения главной мысли произведения к образу главных героев, к морали произведения, к конкретным ситуациям. Дело здесь не в том, что задания с пословицами и поговорками есть в ВПР. Работа с фольклором развивает речь, мышление, пробуждает интерес к родному языку. При анализе литературного произведения говорите о жизни самих школьников, ищите параллели, сопоставляйте их жизненные ситуации с ситуациями, описанными в произведениях.
Дома:
Разберитесь, что из себя представляют задания ВПР по русскому — посмотрите демоверсии, полистайте сборники по подготовке к ВПР. Не избегайте онлайн-платформ: например, на образовательной платформе iSMART есть тренировочные задания по подготовке к ВПР по русскому языку с 4 по 8 класс. Задания платформы полностью соответствуют заданиям ВПР. Их отличительная особенность в том, что каждое задание — это тестовый вариант с выбором правильного ответа. Кроме того, в каждом задании есть пояснение к правильному ответу. Благодаря выполнению заданий ребенку удается «ухватить их суть» и потом перейти к выполнению тех же тестов, но уже с самостоятельной формулировкой ответа, как этого требует задание ВПР. Если ребенку сложно выполнять одни и те же задания , можно отработать проблемную тему более тщательно в удобное для ребенка время и в удобном темпе. В каждом классе ребенок может освоить сложную для него тему самостоятельно или с помощью родителей благодаря системе подсказок — в них есть подробное объяснение каждого задания. И, конечно, не забывайте читать с детьми. Чем больше ребенок читает, тем шире его кругозор, тем ярче и образнее речь, тем выше грамотность. Обязательно обсуждайте прочитанное, высказывая собственное мнение и мотивируя ребенка формулировать свое, сравнивать жизнь в книге и свою, говорить о поступках героев. ВПР — это не экзамен, а мониторинг. Не нагнетайте атмосферу, не запугивайте ребенка. Успокойтесь сами и научите ребенка не паниковать, быть уверенным в своих силах.