В связи с интенсивным развитием лесозаготовок в шестидесятых годах, на территории Тюменской области в зоне строящейся железной дороги Ивдель-Обь на станции Вонъеган развернулся крупный Ун-Юганский леспромхоз. Сначала это был лесоучасток, получивший свое название от речки Ун-Юганки и входивший в состав Октябрьского, затем Няганского ЛПХ.
На основании приказа комбината "Тюменьлес" №249 от 26 октября 1967 года лесоучасток выделен из Няганского леспромхоза в самостоятельную хозрасчетную единицу, с 1 ноября 1967 года, образован Ун-Юганский леспромхоз. Директором ЛПХ с момента образования и до 1989 года был Альшевский Михаил Иванович
Леспромхоз занимался промышленным освоением лесных массивов, заготовкой и комплексной переработкой леса и, кроме того, строительством жилого фонда и объектов социальной сферы поселка.
Поселок Вонъеган входил в состав Няганского сельского Совета. Решением облисполкома от 10.02.1972 года был образован Вонъеганский сельский Совет депутатов трудящихся (выделен из состава Няганского сельского Совета 05.04.1972г.)
На территории сельского Совета существовали соцкультбытовые учреждения:
- средняя школа;
- сельский дом культуры;
- ОРС ЛПХ;
- клуб лесников;
- участковая больница;
- детский сад ЛПХ;
- филиал Октябрьского КБО;
- сберкасса.
Первым председателем исполнительного комитета сельского Совета депутатов трудящихся был избран Морозов Николай Иванович.
Вонъеганский сельский Совет решал наиболее важные вопросы государственного, социально-культурного направления, организовывал исполнение законов и постановлений райисполкома, окрисполкома и облисполкома, своих решений.
В соответствии с Конституцией СССР 1977 года установлено, что власть принадлежит народу и народу осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов всех уровней, которые осуществляют единую систему органов государственной власти. Срок полномочия местных Советов был установлен в два с половиной года вместо двух.
Сельский Совет работал в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, из числа депутатов избирались комиссии.
В Вонъеганском сельском Совете работали постоянные комиссии: мандатная, планово-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, по социалистической законности и охране общественного порядка, по народному образованию, здравоохранению и культуре, по благоустройству и жилищно-коммунальному хозяйству.
В пределах своих полномочий постоянные комиссии занимались выполнением следующих основных задач:
- разработкой предложений, вносимых на рассмотрение Совета;
- подготовкой замечаний по вопросам, вносимых на рассмотрение Совета;
- оказывали содействие государственным органам и организациям, депутатам Совета;
- осуществляли контроль за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений, организаций.
Исполнительным и распорядительным органом Вонъеганского сельского Совета являлся исполнительный комитет, избираемый из числа депутатов. Исполком был непосредственно подчинен как сельскому, так и районному Советам.
Исполком осуществлял свою деятельность по двум направлениям. Первое - организационное обеспечение работы Совета: подготавливал и созывал сессии, организовывал выполнение решений Совета, координировал работу постоянных комиссий.
Второе - обеспечивал выполнение функций Совета по руководству государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.04.1988 года Вонъеганский сельский Совет был переименован в Ун-Юганский, а поселок Вонъеган в Ун-Юган.
Перестройка в экономике в конце 80-х годов привела к существенным изменениям в политической системе страны, к становлению местного самоуправления в формах, отвечающих общедемократическим требованиям.
По закону СССР от 9 апреля 1990 года "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" система местного самоуправления населения охватывала местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления /советы и комитеты домовые, уличные, сельские комитеты и другие органы/, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан.
Закон четко закреплял понятия, принципы и задачи местного самоуправления, структуры органов власти, характер взаимоотношений между представительными и исполнительными органами, как по вертикали, так и по горизонтали управленческих отношений.
На основании этого Закона, после выборов в 1990 году народных депутатов местных Советов, Ун-Юганский сельский Совет на первой сессии XXI созыва, 05.05.90 разграничил полномочия председателя сельского Совета и председателя исполкома сельского Совета народных депутатов.
Председателем Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов был избран Коляда Сергей Юрьевич.
Председателем исполнительного комитета Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов был избран Петухов Леонид Юрьевич.
Все руководящие органы Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов как и других местных Советов избирались на 5 лет.
Но уже 20 октября 1990 года вторая сессия Ун-Юганского сельского Совета приняла решение "О председателе исполнительного комитета сельского Совета народных депутатов", по которому должность председателя исполкома упразднялась, а его обязанности возглавлялись на председателя сельского Совета Коляду Сергея Юрьевича.
6 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон "О местном самоуправлении в РСФСР", а 1 ноября 1991 года съезд народных депутатов РСФСР принял постановление "Об организации исполнительной власти в период радикальных экономических реформ". Это постановление установило порядок, по которому до проведения выборов глав администраций они назначаются главой вышестоящей администрации.
Политическая жизнь в стране изменилась коренным образом после событий августа 1991 года.
3 декабря 1991 года пятая сессия XXI созыва Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов обсудила вопросы:
1. "О кандидатуре на пост главы местной администрации".
2. "О положении о самоуправлении на территории Ун-Юганского сельского Совета".
Сессия рекомендовала на пост главы администрации Ун-Юганского сельского Совета Коляду Сергея Юрьевича, но внеочередная сессия Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов 31 января 1992 года отменила решение пятой сессии от 03.12.91 и рекомендовала на должность главы администрации Ун-Юганского сельсовета Шапиро Марка Владимировича.
3 февраля 1992 года постановлением № 34 главы администрации Октябрьского района Киприянова А.К. главой администрации Ун-Юганского сельсовета был назначен Шапиро Марк Владимирович.
Положение, принятое на пятой сессии, определило основные функции органов местного самоуправления Ун-Юганского сельского Совета и их структуру.
В органы местного самоуправления на территории Ун-Юганского сельсовета вошли:
- представительный орган власти;
- Совет народных депутатов;
- органы управления;
- администрация, собрания /сходы/ граждан;
- прочие формы общественного самоуправления.
Представительный орган власти - Ун-Юганский сельский Совет народных депутатов, возглавляемый председателем, проводил сессии, на которых решались вопросы, отнесенные к ведению Совета на своей территории, координировал деятельность постоянных депутатских комиссий. Комиссии содействовали выполнению решений Совета, готовили вопросы для рассмотрения на сессиях, проверяли состояние дел на местах.
5 марта 1992 года шестая сессия Ун-Юганского сельского Совета народных депутатов своим решением возложила полномочия председателя сельского Совета на главу администрации сельсовета Шапиро Марка Владимировича и утвердила состав Малого Совета, записав в своем решении: "Переименовать президиум сельского Совета в Малый Совет в том же составе. Передать функции президиума сельского Совета Малому Совету".
В компетенцию Ун-Юганского Малого Совета, как и сельского Совета народных депутатов, входило:
- разработка и утверждение планов и программ социально-экономического развития территории;
- утверждение бюджета и отчетов об его исполнении;
- утверждение перечней объектов муниципальной собственности;
- определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий;
- установление порядка размещения на территории Совета предприятий, не входящих в муниципальную собственность;
- определение порядка представления и изъятия земельных участков, правил использования природными ресурсами;
- определение льгот и преимуществ в целях стимулирования предпринимательской деятельности;
- установление порядка продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;
- прочие вопросы.
Администрация Ун-Юганского сельсовета как орган управления осуществляла исполнительно-распорядительные функции. Политическая жизнь страны вновь претерпела изменения после событий октября 1993 года.
9 октября 1993 года Президентом РФ был издан Указ №1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ", по которому депутаты, как народные избранники прекращали свои действия, функции местных Советов полностью передавались местным администрациям. Подобные преобразования произошли и на территории Ун-Юганского сельсовета.
Администрация Ун-Юганского сельсовета является юридическим лицом, имеет штампы и гербовую печать, установленного образца, расчетный счет и другие счета в банках, подотчетна администрации Октябрьского района, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.
Функции администрации Унъюганского сельсовета:
1. Разработка и представление на утверждение вышестоящей администрации проекты планов и программ социально-экономического развития территорий, бюджета, организует их исполнение, согласовывает планы и мероприятия предприятий, расположенных на территории сельсовета.
2. Управление муниципальной собственностью сельсовета, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
3. Создание предприятий смешанной формы собственности, участие на долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий. Содействует созданию предприятий различных форм собственности.
4. Назначение и освобождение руководителей муниципальных предприятий.
5. Предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное /постоянное/ и временное пользование; передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах сельсовета.
6. Решение в пределах своей компетенции вопросов землевладения и землепользования, организация ведения земельного кадастра.
7. Организация разработки и осуществление генеральных планов, проектов, планировки и застройки населенных пунктов сельсовета.
8. Организация строительства и ремонта муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов, утверждает акты приемки объектов в эксплуатацию. Выдает разрешения на строительство всех объектов на территории сельсовета.
9. Организует работу предприятий связи, развитие радио и телевидения, осуществляет контроль над работой транспортных организаций.
10. Распределение в установленном порядке муниципальный жилищный фонд.
11. Обеспечение населения топливом, организация благоустройства населенных пунктов.
12. Координация и организует работу предприятий торговли.
13. Организует работу социально-культурного назначения.
14. Оказание жителям помощи в назначении пенсий. Принятие мер по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, престарелых граждан. Назначение опекунов и попечителей.
15. Организация приема граждан, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принятие по ним необходимых мер.
16. Проведение в соответствии с законодательством регистрации актов гражданского состояния, нотариальные действия.
17. Выдача гражданам справок, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение и других справок, предусмотренных законодательством.
Штаты администрации сельсовета:
- глава администрации;
- руководитель делами;
- секретарь-делопроизводитель;
- главный бухгалтер;
- заместитель главного бухгалтера;
- экономист I-ой категории;
- экономист II-ой категории;
- бухгалтер-кассир.
10.01.1997 года, согласно постановлению №3 Главы местного самоуправления района, на базе упраздняемой Унъюганской сельской администрации образован территориальный комитет, который в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом "О местном самоуправлении в РФ", а также решениями Думы Октябрьского района и постановлениями, распоряжениями администрации Октябрьского района.
Территориального комитет осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории поселка, является юридическим лицом, самостоятельный баланс, а также расчетные счеты в банках.
Основными задачами деятельности комитета являются:
- содействие становлению и реализации на территории принципов правового государства, обеспечение приоритета интересов личности, надлежащей реализации и защиты прав и законных интересов граждан, проживающих на территории комитета, создание условий для развития личности, повышение культуры населения, а также охраны здоровья граждан, всесторонняя защита населения;
- обеспечение комплексного экономического и социального развития поселка на принципах самоуправления, содействие утверждению многообразия форм собственности и экономических отношений для развития производства и социальной сферы, развития предпринимательской деятельности;
- обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования земли и других природных ресурсов, а также экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
На территории Унъюганского территориального комитета находятся:
- Юган Кода Лес;
- Вонъеганский хозрасчетный строительный участок;
- Таежное ЛПУ МГ акционерное общество "Тюменьтрансгаз";
- 2 средние школы;
- 3 детских сада;
- МУДО "Детская музыкальная школа";
- МУДО "Дом детского творчества";
- больница;
- 2 дома культуры.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.11.2004 №63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» образовано Муниципальное образование сельское поселение Унъюган в границах с находящимся в его составе населенным пунктом поселком Унъюган (административный центр) в границах Октябрьского района.
Унъюган сегодня
Поселок Унъюган – один из крупных населенных пунктов Октябрьского района Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Численность населения на 01.01.2022 года – 5044 человека.
В целях проявления уважения к историческим традициям поселения, их сохранения и преумножения датой празднования «Дня сельского поселения Унъюган» является третье воскресенье сентября.
Экономика поселения представлена деятельностью промышленного производства, субъектов малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности, учреждений социальной сферы и сферы услуг.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ поселения представлена следующими отраслями:
- транспортирование газа;
- производство обрезных и необрезных пиломатериалов;
- производство древесного угля.
Поселение является важным звеном в транспортировке газа в центральную часть России и за ее пределы. Данную деятельность осуществляет градообразующее предприятие Таежное ЛПУ МГ ООО Газпром трансгаз Югорск».
Поставку природного газа по газораспределительным сетям промышленным потребителям и жителям поселения осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Север».
Выработку и распределение тепловой энергии, а также реализацию воды осуществляют предприятия: Жилищно-эксплуатационный участок Таёжного ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», МП «Ресурсоснабжение».
Деятельность по управлению многоквартирными домами, вывозу ТКО осуществляет ООО «Лидер».
Производство и реализацию обрезных и необрезных пиломатериалов осуществляют субъекты малого предпринимательства: ООО «Опттрейд», ИП Сухов Н.В., ИП «Катаев С.М., ООО «Шанс».
Производством древесного угля занимается ООО «Югра-Уголь».
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО поселения представлено крестьянско-фермерским хозяйством «Сидорова А.С.»
ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА в поселении представлена наличием автомобильной и железной дороги.
Внешнее сообщение осуществляется по автомобильной дороге общего пользования, соединяющей между собой Уральский федеральный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, с протяженностью в границах поселения - 2,1 км.
Перевозку населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок осуществляет ИП Кобияк Ф.И. Пассажирские перевозки осуществляются сообщением г.Нягань – п.Унъюган.
Перевозка пассажиров дальнего следования осуществляется Уральским филиалом АО «Федеральная пассажирская компания» с узловой станцией Вонъеган. Общая протяженность железнодорожных линий в границах сельского поселения Унъюган составляет 13 км.
Сообщение между Октябрьским районом летом осуществляется водным транспортом, зимой – автомобильным транспортом по зимникам, а в период межсезонья – вертолетами, суднами на воздушной подушке.
Сферу ОБРАЗОВАНИЯ поселения представляют: 2 общеобразовательные учреждения, 2 дошкольные образовательные учреждения, 2 учреждения дополнительного образования.
Систему ЗДРАВООХРАНЕНИЯ поселения представляет Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Октябрьская районная больница», имеющее статус юридического лица, в состав которого входит филиал в п.Унъюган.
КУЛЬТУРА. На территории поселения функционирует 3 учреждения культуры:
- Унъюганская модельная библиотека семейного чтения имени Е.Д. Айпина – филиал МКУК «Межпоселенческая библиотека Октябрьского района»;
- Муниципальное бюджетное учреждение «Дом Культуры «Лесник»;
- Культурно-спортивный комплекс «Импульс» Таёжного ЛПУ МГ ООО «Газпром Трансгаз Югорск».
В области ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и спорта в поселении функционируют: универсальная детская дворовая площадка, многофункциональная спортивная площадка, КСК «Импульс» Таёжного ЛПУ МГ ООО «Газпром Трансгаз Югорск», два спортивных зала общеобразовательных школ.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. С целью повышения качества и доступности муниципальных услуг в поселении осуществляет деятельность территориальное обособленное структурное подразделение Муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского района».
Сельское поселение Унъюган с точки зрения социально-экономического развития можно охарактеризовать, как поселение стабильное, имеющее дальнейшие перспективы социально-экономического развития поселения в составе Октябрьского района в целом.
Сведения взяты из
- Архивный путеводитель справочник сведений по фондам архивов России, Белоруссии и ещё 4 стран
ИСТОРИЯ ФОНДА:
Документы Вонъеганского сельского Совета представлен в архиве с момента образования с 05.04.1972 г.
Первое поступление документов на хранение было по акту № 1 от 24.02.1986 года за 1972-1980 гг. в количестве 55 ед.
На документы Унъюганского сельского Совета составлены: опись №1 за 1972-1993 гг., опись № 4 - администрации Унъюганского сельского Совета с 1992 года.
Комплекс документов постоянного срока хранения территориального комитета продолжает опись №4.
Похозяйственные книги сданы в архиыв за период с 1967 г. по 1990 г. включительно в количестве 122 ед.хр.
По учетным данным в фонде числится 205 ед.хр. за 1972-1998 гг.
Документы постоянного срока хранения включаются в годовые разделы описей в полном объеме. Последняя номенклатура дел согласована с ЭПМК Управления по делам архивов ХМАО 27.08.2001г. протокол №4.
Гл. специалист Л.И.Хмылова
25.07.2003г.
2. Официальный сайт Октябрьского района Историческая справка МО сельское поселение Унъюган